На современном промышленном производстве используется множество агрегатов, которые постоянно в процессе своей работы генерируют тепло. В большинстве случаев это является следствием работы сил трения – даже в крутящихся механизмах, построенных на подшипниках, силы трения качения (которая, как известно, гораздо ниже, чем сила трения скольжения и уж тем более ниже, чем сила трения покоя) достаточно высоки.
Речь все-таки идет не о простых компактных электродвигателях, устанавливаемых в бытовых приборах на уровне пылесоса или стиральной машины, а о по-настоящему мощных устройствах, которые обеспечивают электрической энергией (если речь идет о генераторе) целое предприятие, а в некоторых случаях – и целый жилой городской квартал (если речь идет об электрической подстанции с автономным питанием).
И это тепло нужно как-то отводить, в противном случае механизм может слишком быстро выйти из строя. Обычно для этого используется масло – оно отлично подходит и для отведения тепла, и для смазки трущихся частей и вращающихся деталей. Но при этом встает еще одна задача – надо как-то охлаждать и само масло, в противном случае оно потеряет свои антифрикционные и защитные (в данном случае обычно подразумевается защита от коррозии) свойства. Для решения этой задачи используются специальные устройства – маслоохладители, которые могут быть построены либо на принципе протекания масла по трубам, которые отдают тепловую энергию охлаждающей среде, либо, как мов 3, например, по обратной схеме – масло протекает по камере, через которую протянуты патрубки, по которым течет вода или какой-то другой охладитель. Такие устройства в некоторых случаях позволяют обеспечить даже более высокую эффективность – например, когда речь идет о приводных турбинах или турбоустановках. Плюс к этому, при такой схеме гораздо проще использовать получаемое от масла тепло в каких-то полезных целях – например, на некоторых предприятиях, где установлены подобные устройства, они могут принимать участие в решении вопросов отопления производственных и административных помещений.
Одного генератора, конечно, не хватит на то, чтобы обогреть целый цех, но, если их несколько и если их охладительные системы объединить в один контур, то можно построить достаточно эффективную систему отопления (и при этом практически бесплатную, если учесть тот факт, что масло охлаждать надо в любом случае).