Сотни тыс. квадратных метров офисной и гостиничной недвижимости способны изменить лицо не только Московского района, но и всего города, подтвердили эксперты, собравшиеся на ежегодной встрече девелоперов района Пулково 16 ноября. Озвученные участниками данные позволяют предположить, что территория Пулково станет одним из самых успешных примеров государственно-частного партнерства в Петербурге.
Девелоперы Пулково подвели итоги года
Сотни тыс. квадратных метров офисной и гостиничной недвижимости способны изменить лицо не только Московского района, но и всего города, подтвердили эксперты, собравшиеся на ежегодной встрече девелоперов района Пулково 16 ноября. Озвученные участниками данные позволяют предположить, что территория Пулково станет одним из самых успешных примеров государственно-частного партнерства в Петербурге.
Более 250 тыс. квадратных метров – общая площадь лишь ряда крупнейших из реализующихся сейчас в Пулково проектов. 4-хзвездочная гостиница Crown Plaza на 24 тыс. кв. метров и три бизнес-центра класса «А» компания «Авиелен А. Г» планирует ввести в четвертом квартале 2011 года. Полным ходом идет реализация международного конгрессно-выставочного центра на 100 тыс. квадратных метров от «ЭкспоФорум», уже работает БЦ «Пулково Скай» от EKE и технопарк от компании «Технополис».
Прошлогодняя встреча девелоперов района Пулково продемонстрировала их оптимистичный настрой, который в 2010 году привел к реальным результатам. В 2009 году высказывались предположения, что кризисный рынок не сможет переварить масштабные стройки, а нагрузка на дорожные сети (если желающие ехать в Пулково вообще найдутся) приведет к транспортному коллапсу. Через год скептики вынуждены признать: темпы заполняемости новых качественных объектов в формирующейся деловой зоне впечатляют, а транспортная схема в районе Пулково, не смотря на имеющиеся открытые вопросы, – одна из самых удобных в городе. «Год назад мы построили первое здание бизнес-центра, летом – второе и третье, – рассказывает Андрей Хитров, генеральный директор ООО «Трансвэй Северо-Запад» (БЦ «Пулково Скай»). – И если на ноябрь было сдано 15% помещений, сейчас 60%. То есть за год к нам переехало 60 арендаторов почти на 20 тыс. квадратных метров». Нехватку транспорта собственник решил бесплатными автобусами от ближайших станций метрополитена.
«60% за год – это очень хорошо, – поддерживает коллегу его ближайший «сосед» Андрей Канивец, генеральный директор ОАО «Авиелен А. Г.» – Для нас эти показатели принципиальны, потому что мы готовимся к запуску четырех собственных объектов. За прошедший год мы проводили, в основном, работы, связанные с внешней инфраструктурой: полностью выполнили подводку инженерии, все технические условия по электро-, газо- и водоснабжению объектов. Большой объем работ выполнен в здании отеля. И на сегодняшний момент готовность зданий близка к 80%».
Глава «Технополис Санкт-Петербург» Питер Коучмен, говоря о достижениях девелопмента в районе, акцентировал внимание на имиджевой стороне вопроса: «Район Пулково сам очень интересен, и появление качественных объектов создает новую реальность для всего города. В строительстве нашего технопарка я поставил задачу, чтобы каждый, проезжая здание, думал: «Это уже не Россия, это – Финляндия». Тогда будет понятно, что это другой сервис, а не только другое здание. И с этим многие согласились: здание, введенное в эксплуатацию в сентябре 2010 года, заполнено на 60%».
Активность частных девелоперов стимулирует деятельность органов власти города: на эту территорию приходятся крупнейшие инновационные проекты администрации Петербурга. Но даже с учетом грандиозных планов города по развитию инфраструктуры района, Комитет по транспортной инфраструктуре, например, вынужден грустно признать, что несколько не поспевает за темпами девелоперов: «В связи с тем, что появляются ряд инвесторов, которые более динамично пытаются развивать эту территорию, конечно, мы отстаем в развитии улично-дорожной сети» – отметил Андрей Шашков, главный специалист отдела проектирования, капитального строительства и дорожных сооружений Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. То, что транспортный вопрос стоит остро, не отрицает и заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Антон Бучнев, который подчеркнул, что ведомство, в частности, занимается планами по развитию территории западнее Пулково, в той части, где сейчас находятся садоводства и совхозные земли. «Мы рассматриваем вопрос транспортного обеспечения этой территории, в особенности района, примыкающего к КАД, так как отсутствие транспортной доступности и съезда с КАД тормозит развитие этой части города».
Вопросы транспортной инфраструктуры регулярно поднимаются в связке с деловым районом Пулково. Строительство нового терминала аэропорта и реконструкция существующего терминала призвана превратить Пулково в международный хаб. Справа от существующего здания терминала Пулково 1 будет построен новый терминал перед которым разместится гостиница, паркинг и офисный центр. Решение о том, каким образом будет использоваться здание терминала Пулково-2 после завершения строительства нового терминала, в настоящее время еще не принято. Прорабатываются различные варианты.
Реализация первой очереди нового терминала, по данным Комитета, завершится в 2014 году. А пока новые задачи ставят уже строящиеся проекты. Елена Ногова, заместитель генерального директора научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры отметила, что исследование нагрузки на дорожные сети показало необходимость еще одного автодорожного подключения к аэропорту. «Если аэропорт будет реализован в соответствии с проектными заявленными цифрами, пропустить через Пулковское шоссе такой поток даже с учетом Наземного экспресса будет довольно сложно», отмечает Елена Ногова. «Конгрессно-выставочный центр находится чуть дальше, чем все остальные представленные здесь проекты, и сейчас мы разрабатываем проект транспортного обеспечения этой территории по заказу администрации города, – отмечает Дмитрий Федоров, начальник отдела сопровождения ЗАО «ЭкспоФорум». – Наши планы в этом году – сдаться в экспертизу по первому этапу – это реконструкция Петербургского шоссе с устройством путепровода через железнодорожные пути, с расширением до 6 полос, а также строительство транспортной развязки для нашего центра, в составе которого собственно выставочный центр общей площадью 100 тыс. квадратных метров, плюс две гостиницы (3 и 4 звезды) и два бизнес-центра».
Масштабы уже ведущегося и еще только планирующегося строительства в районе Пулково – пример взаимодействия бизнеса и государства по развитию стратегически важных проектов Санкт-Петербурга. И слава самой обласканной властями территории может стать существенным вкладом в историю успешных примеров подобного сотрудничества, которые так нужны для дальнейшего развития государственно-частного партнерства.